Открыть категорию «А» на право управления мотоциклом за 48… дней… но можно и быстрее!

Эту статью я посвящаю своей любимой жене Александре, которая, не смотря на категоричность в вопросе езды на мотоцикле (однозначно и бесповоротно против того, чтобы я приобретал себе мотоцикл), все же всячески поддерживала меня и была рядом со мной в ГИБДД на всех моих экзаменационных сдачах и пересдачах на категорию «А» 🙂

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
С любимой женой на Чартовой Дюжине

Далее я вам расскажу, как открыть водительскую категорию «А» и, как я её открывал.

Открывая категорию «A», автоматически открываются ещё 2 категории: «A1» и «M».

  • A –мотоциклы, доступна для получения с 18 лет*
  • A1 – легкие мотоциклы, доступна для получения с 16 лет*
  • M – мопеды, доступна для получения с 16 лет*

*Возрастные ограничения на получения той или иной категории регламентируются Федеральным Законом №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», глава IV, статья 26 «Условия получения права на управление транспортными средствами»

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;

Решение открыть категорию «А» пришло мне совершенно неожиданно. Заканчивался 10-й год, как я получил своё первое водительское удостоверение и его нужно было менять, а для этого нужна медицинская справка по форме 003-в/у. Когда я её получал, один из специалистов в поликлинике поинтересовался: «А не собираетесь ли Вы открывать новую категорию? Чтобы Вам заново не получать справку – можем сразу отметить нужные Вам категории». Как понимаете, «сразу», помимо уже открытых категорий «B» и «B1», были отмечены категории «A», «A1» и «M». Справку получил в сентябре, действует она год с момента получения. Права менять в декабре — ну всё, у меня есть целых 3 месяца на открытие категории «A» 😀

Для открытия категории «A» потребуется:

  1. Желание. Тут без него нельзя, да и бессмысленно.
  2. Деньги. Нужны, как минимум, на справку, на обучение в мотошколе и на госпошлину в ГИБДД.
  3. Медицинская справка по форме 003-в/у
  4. Время на посещение занятий в мотошколе. Свидетельство, подтверждающая прохождение обучения, обязательна для предоставления в ГИБДД. Даже если вы каким-то образом научились ездить на мотоцикле – как минимум отработать экзаменационные упражнение я вам рекомендую.
  5. Время на изучение теории правил дорожного движения. Да-да, придется сдавать теоретический экзамен. Нужно ли учить теорию? Обязательно!
  6. Минимум 1 день на сдачу экзаменов в ГИБДД.
  7. Час на получение нового водительского удостоверения в ГИБДД

Желание

Если вы дочитали до 7-го пункта, то предполагаю, что желание открыть категорию «A» у вас всё же есть 🙂 Поэтому рассказываю подробнее.

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
«Имею желание приобрести новый Harley Davidson, но не имею возможности…»

Деньги

Начнём с бюджета, который нам потребуется для достижения цели, а цель у нас – получение водительского удостоверение с открытой категорией «A», а с ней и подкатегориями «A1» и «M». Цены Московские из личного опыта на сегодня:

  • За справку по форме 003-в/у придется отдать от 2750 руб. до 5000 руб.
  • Цены на обучение в мотошколе начинаются от 20 000 рублей за курс. Здесь в основном практика и сопровождение при сдаче экзаменов в ГИБДД. Иногда в мотошколах бывают акции, и курсы по акции могут обойтись дешевле.
  • Государственная пошлина за получение водительского удостоверения: 2000 руб. (или 1400 руб., если оплачивать через сайт госуслуг)

Итого получаем, что финансовый минимум, который должен быть для осуществления вашего желания – это 24 150 руб. Эта сумма легко вырастет до 30 000, если в мотошколе взять, например, более обширную программу. Возможно, придётся понести дополнительные траты.

Если располагаете достаточной суммой и готовы потратить её на категорию А – читаем дальше.

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
«Имею возможность приобрести старый (б/у) мотоцикл, но не имею желания» 🙂

Медицинская справка

О том, как её получить – подробно описано в моей статье «Как получить справку для ГИБДД по форме 003-В/У для водительского удостоверения». Справку нужно будет предоставить в мотошколу. Не обязательно сразу, но обязательно на первой неделе занятий, чтобы к концу обучения в мотошколе успели подготовить документы, иначе вас не допустят до экзаменов в ГИБДД.

Мотошкола

Не смотря на официально подтвержденный 10-ти летний стаж управления легковым транспортным средством, у меня не было никакого опыта управления мотоциклом. Велосипед – да. На мопеде ездить тоже когда-то в детстве пробовал, но своего никогда не было. На мотоцикле катался разве что пассажиром. Общие представления о мотоцикле есть, но для меня всегда было загадкой переключение передачи ногой. Хотя автомобиль «на механике» меня совершенно не пугает. В общем, чего скрывать – в мотоциклах я был «полный ноль». Что делать? Искать помощи у друзей и знакомых? У каждого свои дела и заботы. Да и по ПДД они не имеют права предоставлять мне своё транспортное средство и уж тем более обучать. И тут на помощь придёт авто/мото школа. Отсутствие элементарных знаний меня не пугало. А вот как к этому отнесутся в мотошколе, и как поведёт себя инструктор – мне было интересно.

Лично я выбирал мотошколу по географическому признаку и расписанию занятий: планировал посещать занятия после работы по пути домой. Конечно же искал школу через Интернет. Но выбирать мотошколу нужно более ответственно…

Мой выбор пал на мотошкола-мск.рф, сайт которой максимально ответил на все мои вопросы. Но хороший сайт это одно, а что мне скажут по телефону? По звонку я моментально получил подтверждение всего, что увидел на сайте. Ну, хорошо: сайт привлекательный, по телефону отвечают оперативно и чётко. А что в реальности? Что они скажут, если я к ним приеду без приглашения? Решил заехать и всё посмотреть своими глазами..

Площадка мотошкола-мск.рф находится в 5-7 минутах от станции МЦК «Зорге» (район метро «Октябрьское Поле»). Двери мотошколы, оказались открытыми для всех. Ребята-инструкторы любезно всё рассказали и площадку показали. Не к чему придраться! Я решил сразу взять минимальный курс для открытия категории (можно было взять пробный урок). Тут-то, как я думал, вскроется истинное лицо школы. Посмотрим, как они обучают! Нет, я, конечно же, не думал, что эти люди скроются с деньгами, оставив мне бумажку, похожую на договор. Но предполагал, что обучение будет проходить в равнодушном режиме. Посмотрим, как отнесется мотоинструктор к моему нулевому уровню?

Заключив договор, меня тут же познакомили с инструктором. Инструктор сказал, что я волен выбирать любое удобное для себя время занятий, а он постарается записать меня на это время, при наличии свободного мотоцикла. Так же он дал мне свой номер телефона, чтобы я мог заранее согласовывать с ним этот вопрос. Начало мне уже нравилось 🙂 Складывалось впечатление, что у ребят все четко схвачено и продумано до мелочей. Мы согласовали время первого занятия, и я стал с нетерпением его ждать.

Помимо оплаты курса обучения, в мотошколу, после подписания договора, нужно предоставить:

  • Копию паспорта, а при наличии водительского удостоверения и его копию (копии могут сделать прямо в мотошколе)
  • 2 фотографии 3х4 см
  • Оригинал справки по форме 003-в/у

Сентябрь выдался теплый, погода стояла прекрасная. На улице было комфортно даже вечером. Погодные условия были идеальными для первого занятия, на которое я и пришёл в назначенное время. А на площадке уверенно разъезжали несколько человек и отрабатывали экзаменационные упражнения. Все четко – никто никому не мешал.

Нас было двое, у кого на это время было назначено первое занятие. Второй была девушка. Инструктор в свободной непринужденной беседе начал нас обучать. Ни видом, ни словом, ни делом он не показал какого-то пренебрежительного отношения к нам, как к новичкам. Он отвечал на наши самые глупые вопросы, объяснял и показывал.

Снарядив нас в полную экипировку, для защиты от возможных травм, инструктор своё теоретическое введение продемонстрировал на практике. Под чутким руководством, да пристальным взглядом он добился того, чтобы мы смогли: сесть на мотоцикл, завести его, тронуться, проехать несколько метров и остановиться. Нам новичкам это удалось сделать с первого раза! Оказалось, управлять мотоциклом не так уж и сложно. По крайне мере это не сложно на площадке на маленьких скоростях 😀 Я сразу уверенно начал ездить по площадке. Но, скажу честно, что не всем сразу это удаётся так же легко – у девушки уверенности было меньше, поэтому инструктор продолжал её сопровождать, а меня предоставил самому себе с четкими инструкциями какие упражнения выполнять. Инструктор мне дал свободу, тем самым дал мне веру в себя и в свои возможности, а девушке дал свою поддержку и тоже веру в то, что у неё все получится – это лучшее что может быть в отношениях между учителем и учеником!

А кто-нибудь учился вождению под пристальным взглядом родственника, близкого друга или нервного инструктора на их личном автомобиле? Испытывали на себе вселенский гнев владельца, который сам готов взорваться от нервного напряжения только от одной мысли, что вы своим неосторожным движением  можете случайно поцарапать его автомобиль? Тот, кто знает это чувство – должен по достоинству оценить возможность, которую предоставляет мотошкола-мск.рф: сесть на мотоцикл и ощутить себя его полноценным хозяином на целых 2 часа каждого учебного занятия! Ребята – это просто кайф!!!

Ой, извините, отвлёкся — нам же категорию открывать нужно 🙂 Но обязан вам рассказать ещё немного про выбор мотошколы. К выбору мотошколы относитесь более серьезно, чем я это сделал. На самом деле не так важно, где находится мотошкола и на сколько удобна она расположена от мест вашего регулярного пребывания. Наиболее важными являются следующие параметры:

  • Качество теоретических и практических знаний, которые даёт мотошкола. Обучение в мотошколе не должно ограничиваться только получением водительского удостоверения. Мотошкола должна подготовить вас к реальному Миру, где есть вы, ваш байк и другие участники дорожного движения. Поэтому помимо упражнений обязательных для сдачи экзамена вам должны давать упражнения, которые помогут вам понять, как ведёт себя мотоцикл в реальных условиях (я сейчас не говорю про экстремальное вождение).
  • Качество техники. Мотопарк должен быть в исправном состоянии. Мотоцикл, какой бы он по конструкции не был, должен заводиться без проблем хоть с ключа, хоть с кикстартера. Коробка переключения передач должна обеспечивать беспроблемное включение передачи — в том числе и не нейтральной. Мотоцикл не должен пахнуть бензином и, уж тем более, за ним не должен оставаться топливный след. Стоит ли говорить, что мотоцикл не должен оставлять следов смазки на одежде? Всё это не только залог вашей безопасности, но и успех на экзаменах в ГИБДД — сдавать-то экзамен придётся на этих же мотоциклах.
  • Мотоплощадка. Покрытие должно быть ровным и плотным. Дефекты возможны, но, конечно, в пределах разумного. Пространства должно быть достаточно для размещения на ней сразу всех регламентированных упражнений. А лучше, когда будут и дополнительные упражнения, отработка которых формирует навыки, что в будущем понадобятся уже на дороге в городе. Так же должно оставаться достаточно места для свободного перемещения между упражнениями.
Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
Покрытие мотоплощадок бывает разным – зависит от навыка, которому вы хотите обучиться 😉
  • Максимум услуг за ваши деньги. В стоимость курса должно входить: предоставление мотоцикла для обучения, предоставление защитной экипировки для обучения, сопровождение в ГИБДД на всех экзаменах вплоть до успешной сдачи, возможность получить ответы на организационные вопросы напрямую от инструктора и куратора на экзаменах в ГИБДД. Благо, в наше время быть мобильным позволяют различные мессенджеры, и ребята в мотошколе ими активно пользуются.
  • Люди. Сотрудники мотошколы (в частности мотоинструкторы) должны быть адекватными и сдержанными. Ваш любой вопрос  не должен остаться без ответа. И не стесняйтесь задавать свои вопросы. Не стыдно не знать – стыдно не спросить.

Подходит ли мотошкола-мск.рф под эти параметры? Отвечу утвердительно — да. Почему? Потому что именно на основе своих наблюдений в этой мотошколе, а также из общения с выпускниками из других школ на экзамене в ГИБДД сформировались эти минимальные критерии качества мотошколы. В мотошколу при мне приезжала выездная сервисная служба, которая проводила техническое обслуживание мотоциклов. В мотошкола-мск.рф, кроме взрослых, на обучении были замечены и дети! Бедные инструкторы… трудно представить какой километраж они за день наматывают, сопровождая своих маленьких подопечных… А ведь родители не боятся сюда их приводить!

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
Дети на мотоциклах — это эффектно

И последняя рекомендация по мотошколе: не смотря на предоставление всей защитной экипировки (шлем, куртка, перчатки, наколенники) – в мотошколе рекомендуют приходить со своим подшлемником. Ничего личного – элементарный вопрос гигиены. От себя я бы порекомендовал и перчатки тоже свои носить. Не обязательно покупать подшлемник и перчатки, специально сделанные для езды на мотоцикле – возьмите что-нибудь попроще и не дорогое. Я думаю, что в 1000 рублей можно уложиться.

На этом все, что я хотел вам рассказать про мотошколу.

Теория ПДД

Не стоит недооценивать теоретический экзамен. Не откладывайте изучение теории в долгий ящик. Начинайте зубрить теорию сразу, как решили открывать категорию. Достаточно будет внимательно прочитать все основные правила дорожного движения, а всё свое свободное время бросить на решение экзаменационных вопросов. В этом вам помогут специализированные ресурсы, которые «держат руку на пульсе» и регулярно обновляют базу экзаменационных вопросов теоретического экзамена в ГИБДД. Ресурсы доступны не только в Интернет, но и достаточно большое разнообразие мобильных приложений, как онлайновых, так и офлайновых. Достаточно задать нужный вопрос Интернет-поисковику – и вы сразу найдёте ресурс по душе.

Обратите внимание, что в теоретическом экзамене 40 билетов, а в каждом по 20 вопросов. Вопросы берутся из 28 тем. Всего вопросов в базе, если не ошибаюсь, 932. Каждый билет содержит в себе по 5 вопросов из 4-х любых тем.

Зубрёжка теории – муторный и не быстрый процесс… Я сначала прошёлся по всем вопросам в каждой теме. Если на какие-то вопросы я отвечал неправильно – они попадали в специальный список (некоторые системы самоконтроля предоставляют такой сервис). Далее я повторно проходился по вопросам, в которых допустил ошибки. Повторял эту процедуру, пока счетчик моих неправильных ответов не становился равным нулю. Затем я решал каждый билет по порядку. И опять – если счётчик ошибок рос, то снова уделял внимание проблемным вопросам. Таким образом, я минимум дважды ответил на все вопросы, которые могут встретиться на экзамене. Теперь можно переходить в режим экзамена. Если система с каждым разом засчитывает вам экзамен – вы готовы!

Считаете, что зубрёжка теории – пустая трата времени? Думаете, что теория вам понятна и без заучивания? Ваш водительский стаж говорит вам: «Ты всё знаешь»? Возможно и такое. Это легко проверить: на это потребуется около 15 минут. Достаточно 3 раз попытаться сдать экзамен на любом из онлайн сервисов. Если вы хотя бы раз экзамен не сдали —  бессмысленно тратить время на посещение теоретического экзамена в ГИБДД. Поверьте, я проверял – сам теорию сдал только со второго раза. В первый раз я пришёл только с 10-ти летним водительским стажем. Хорошо, хоть, моё водительское удостоверение категории «B» тут же не утилизировали 😀

Большинство программ обучения в мотошколах ориентированы только на практику управления мотоциклом, а вот теорию всё равно приходится учить самостоятельно. Если же после прочтения теории и пробного прохождения экзаменов у вас остаётся много вопросов, или же вы не видите логику в правилах дорожного движения – вам стоит обратиться за разъяснениями к специалистам и, возможно, имеет смысл записаться на теоретический курс. Записать на такой курс могут тут же в мотошколе, только учебный класс, скорее всего, будет находиться в другом месте.

Обучение в мотошколе длится минимум 2 недели. За эти 2 недели вполне реально успеть:

  • Получить справку 003-в/у
  • Выучить теорию и разобраться с правилами дорожного движения
  • Четко отработать навыки управления мотоциклом и довести выполнение экзаменационных упражнений до автоматизма.

К концу обучения, мотошкола должна подготовить необходимый пакет документов для экзаменов в ГИБДД. Теперь нужно узнать по каким дням мотошкола сопровождает своих выпускников на экзамен в ГИБДД. Узнаём и записываемся на…

Экзамен в ГИБДД

На экзамен рекомендуется записаться через Госуслуги на тот день, на который вам укажет куратор в мотошколе. Можно, конечно, записаться и лично, но для этого придется заехать в ГИБДД за пару дней до экзамена – в день экзамена вероятность записаться стремится к нулю (по крайне мере в Москве).

На государственном портале услуга называется «Подача заявления на сдачу экзаменов после прохождения профессионального обучения на право управления транспортными средствами». Что именно указывать при записи на экзамен – подскажет ваш куратор из мотошколы. На сайте Госуслуг можно оплатить и госпошлину. Копию квитанцию об оплате необходимо отправить куратору – она прикладывается к комплекту документов. Внимание! Пошлина оплачивается только один раз. Конечный результат этой оплаты – получение водительского удостоверения после успешной сдачи экзаменов. Нет учётной записи на Госуслугах? Самое время её получить – это несложно.

Теперь подробнее о самих экзаменах.

Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
Удивительно, но перед экзаменом в ГИБДД волновался практически так же, как 10 лет назад на защите диплома 😀

Теоретическая часть экзамена состоит из 1 экзаменационного билета. Экзамен принимает компьютер. Случайным образом экзаменационная система определяет вам билет с 20-ю вопросами по 5 вопросов из 4-х любых тем. Ничего нового – все, как и на этапе подготовки. На 20 вопросов выделяется 20 минут. Для успешной сдачи экзамена возможно допустить не более 2-х ошибок. При этом обе ошибки не должны быть из одной темы. За каждую допущенную ошибку система добавляет по 5 вопросов из этой же темы и, соответственно, 5 минут к общему времени на экзамен. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, но всё же успешном прохождении экзамена – вам придётся ответить на 30 вопросов за 30 минут, дав при этом 28 правильных ответов. На практике, при отличной подготовке, теоретический экзамен проходится без штрафных вопросов за 5 минут чистого времени**.

**Правила сдачи теоретического экзамена регламентированы Приказом МВД России от 20октября 2015 г. N 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», Раздел III «Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур(действий) в электронной форме», глава «Проведение теоретического экзамена»,п.п. 83-103

Если теоретический экзамен завален – придется ждать минимум неделю до следующей пересдачи. Не забудьте предупредить куратора, чтобы он внёс вас в список экзаменуемых на следующий раз. Записываться через Госуслуги в этом случае необязательно, но лично я рекомендую – это даст возможность получить водительское удостоверение в этот же день. Напомню, что госпошлину в этом случае повторно оплачивать не нужно!

Как только будет сдан теоретический экзамен – вы допускаетесь до  практического экзамена на площадке ГИБДД. Если рабочее время ГИБДД позволяет – ваши документы будут переданы инспектору на экзаменационную мотоплощадку, где и нужно показать своё уверенное владение двухколёсным транспортом. На сегодня регламентом определено 6 обязательных практических упражнений. Вообще в регламенте*** они сгруппированы немного по-другому, но я расскажу о них именно в той последовательности, как их сдавал я.

***Описание упражнений, их технических характеристик и правил выполнения регламентируется Приложением N 7 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов направо управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений

  • Упражнение 1: Скоростное маневрирование.

Комплексное упражнение, в котором придётся разогнаться (в мотошколе учат при этом перейти на вторую передачу, но в регламенте об этом ничего не сказано и теоретически можно выполнить упражнение только на первой передачи), на скорости выполнить змейку (объехав 5 конусов), выполнить разворот, пройти на скорости вираж (проехать между 3-мя парами конусов),  остановиться перед стоп линией (удержать мотоцикл, поставив ногу на землю), включить нейтральную передачу (можно к стоп-линии и подкатиться на нейтральной передачи, тут главное показать, что мотоцикл не заглох, отпустив руку со сцепления), снова включить передачу и пересечь стоп-линию. На этом первое упражнение заканчивается. Выполнить это упражнение необходимо не более чем за 35 секунд.

Для тех кто не укладывался по времени в 35 секунд  экзамен тут же заканчивался оценкой «НЕ СДАЛ». Остальные упражнения по регламенту тоже ограничены временем, но на их выполнение заложено заведомо  больше времени — вы точно успеете их выполнить.

Регламентом предусмотрено два возможных варианта расположения этого упражнения на площадке: основной и второстепенный. Второстепенный вариант возможен в случае малых габаритов экзаменационной площадки. Я на экзамене откатал «основную программу» 😀

Упражнение 1. Схема выполнения
  • Упражнение 2: Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров.

Тут всё просто. Заехали в зону упражнения, показали левой рукой о предстоящем манёвре направо (левая рука согнута в локте и поднята вверх), свернули направо к импровизированной обочине и установились перед стоп-линией. Показали, что успешно включена нейтральная передача. В этом упражнении главное не выехать за габариты упражнения и не наехать/переехать стоп-линию.

Упражнение 2. Схема выполнения
  • Упражнение 3: Змейка.

Упражнение так же не представляет никакой сложности. Выполнение, обычно, начинается сразу после упражнения 2 без дополнительных остановок. Очень просто проходится на первой передачи на холостом ходу: въезжаем на упражнение и объезжаем 3 конуса по очереди в следующей последовательности: слева, справа, слева и выезжаем за пределы упражнения без остановок к следующему упражнению.

Упражнение 3. Схема выполнения
  • Упражнение 4: Парковка транспортного средства и выезд с парковочного места.

Выехав со змейки, въезжаем в зону при парковке и останавливаемся. Учитываем свои габариты и габариты мотоцикла, занимаем пространство, ограниченное конусами, так чтобы случайно не выйти за их пределы. Выключаем двигатель, спешиваемся и откатываем мотоцикл задним ходом на парковочное место. Обязательно ставим мотоцикл на подножку. Расположение вас и мотоцикла на парковочном месте должно строго в пределах, ограниченных конусами. Регламентом не определено обязательное выставление нейтральной передачи перед откатыванием мотоцикла, поэтому откатить заглушенный мотоцикл можно и с выжатым сцеплением (если включена передача, то без выжатого сцепления откатить мотоцикл не получится). Но всё же я рекомендую перед тем, как заглушить двигатель – установить нейтральную передачу. И только так выполняйте это упражнение – приучите себя к этому ещё в мотошколе. Показав, что мотоцикл самостоятельно удерживает равновесие, можно на него садиться, заводить и ехать выполнять следующее упражнение.

Упражнение 4. Схема выполнения
  • Упражнение 5: Габаритная восьмёрка.

Это упражнение на удерживание равновесия при довольно крутых поворотах. Упражнение тоже не сложное и выполняется на малых холостых оборотах первой передачи. Для успешного прохождения, как и везде, нужно не сбить конусы, не выехать за пределы упражнения, не упасть и четко проехать по регламентированной траектории. Не останавливаясь, едем к финальному упражнению.

Упражнение 5. Схема выполнения
  • Упражнение 6: Габаритный коридор.

Самое узкое упражнение, требующее максимальной концентрации и сохранения равновесия. Для успешного прохождения рекомендуется проехать путь упражнения на оптимальной скорости —  т.е. когда мотоцикл следует четко параллельно границам упражнения и не виляет. В конце упражнения необходимо остановиться перед стоп-линией и включить нейтральную передачу. Далее снова включаем передачу и покидаем финальное экзаменационное упражнение.

Упражнение 6. Схема выполнения
Байк; Мотоцикл; Мопед; как открыть категорию А; категория А; при наличии B; категория А1; категория М; как выбрать мотошколу; где научиться ездить на мотоцикле; Москва; мотоплощадка; мото-трек; сколько стоит открыть категорию на мотоцикл; обзор; отзыв; обучение на мотоцикле; экзамен в ГИБДД; экзамен в ГАИ;
Хотел, было, придраться к названию упражнения на 2-хколесном мотоцикле «высадка пассажиров», но вспомнил Тайланд и это фото — да, их (пассажиров) может быть более одного 😀

Если пройдены все упражнения – инспектор выставляет оценку:   «СДАЛ»/«НЕ СДАЛ».

Распространённые ошибки, которые служат основанием для оценки «НЕ СДАЛ»****:

  • Не уложился по времени на 1-м упражнении — это около 30% среди не сдающих экзамен (по личным наблюдениям)
  • Сбил разметочные конусы более 2-х раз.
  • Заглох более 2-х раз
  • Выехал за пределы упражнения, обозначенные сплошными линиями, или же наехал на такую линию.
  • На маневрах допустил касание площадки ногой (ногами) более 2-х раз
  • Остановился: за стоп-линией, на стоп-линии, или же проекция колеса падает на стоп-линию, равно как и остановился сильно далеко перед стоп-линией (по личным наблюдениям, около 40% среди не сдающих экзамен).
  • Уронил мотоцикл (видел разок и такое).
  • При выполнении упражнения проехал по траектории, отличной от регламентированной: объезд конусов с не регламентированной стороны, или пропуск обязательного конуса (конусов) при выполнении упражнения (по личным наблюдениям, 15% среди не сдающих экзамен)
Пропустил «ворота»… не сдал… следующий!

****Весь перечень причин, ведущих к оценке «Не СДАЛ» регламентируется Приказом МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов направо управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», Раздел III, пп. 113.1-113.15

Услышав заветный слова: «Ваша оценка СДАЛ», — можно спокойно и смело приступать к заключительному этапу нашего «квеста».

Рекомендация, практически ЛАЙВХАК. Если вы уверены в своих силах и считаете, что теоретический и практический экзамены сдадите с первого раза, то для получения водительского удостоверения в день сдачи экзамена (т.е. за одно посещение ГИБДД) рекомендую записаться на максимально позднее время, а на экзамены приехать как можно раньше. В таком случае у вас будет большой шанс спокойно в первых рядах сдать экзамены и ко времени подойти за новеньким водительским удостоверением*****.

*****А вообще в ГИБДД заложен срок предоставления услуги до 15 дней – смотрите «Приказ МВД России от 20 октября 2015 г. N 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений», Раздел II “Стандарт предоставления государственной услуги”, п. 17.1»

Экзамен — попытка № 2. Успешная!

Получаем водительское удостоверение

Наконец-то самый трудный этап пройден и осталась лишь формальность – получить заветную карточку.

В ГИБДД, где вы сдавали экзамены, должен быть полный комплект документов, подтверждающий ваше право на получение водительского удостоверения. После успешной сдачи экзаменов инспектор должен их передать в соответствующий отдел. Прежде чем обращаться за водительской карточкой – вы должны быть записаны на приём. Если вы сдали все экзамены с первого раза и время, на которое вы записывались, ещё не прошло – то к этому времени можно подойти с паспортом и (при наличии) старым водительским удостоверением для начала процесса изготовления нового водительского удостоверения. Если же документы передали значительно позже и ваше время прошло – возможно придётся записываться на приём в другой день, но имеет смысл уточнить этот момент в соответствующем отделе – возможно они пойдут на встречу и окажут услугу в этот же день.  Но не стоит питать иллюзий – скорее всего после успешной сдачи экзаменов сотрудникам ГИБДД потребуется времени более 1-го дня.

Процесс получения нового водительского заключается в следующем:

  • Проверить заполненные персональные данные на бланке, который вам дадут в ГИБДД – поставить подпись, подтверждая их правильность (заполнять ничего не нужно – всё необходимое уже будет заполнено)
  • Дождаться, когда вас вызовут в кабинет на фотографирование.
  • В кабинете, после фотосессии, под подпись будет выдана заламинированная бумажка — это и есть ваше новое водительское удостоверение 😀

На этот этап чистого времени может уйти от 10 минут до 1 часа. Зависит от расторопности сотрудников отдела и их естественных потребностей вперемешку с вредными привычками.

У меня на получение категории ушло времени 48 дней с момента записи в мотошколу до момента получения нового водительского удостоверения. При этом справка 003-в/у к моменту начала обучения у меня уже была на руках. Приезжал я в ГИБДД 4 раза: 3 раза на экзамен (теорию сдал со второго раза, практику сдал со второго раза) и 4-й раз за водительским удостоверением. Но если приложить максимум усилий, старания и прилежности, а также грамотно распорядившись своим временем – всё это вполне возможно осуществить за 15 дней: 14 дней мы учимся в мотошколе, получаем медицинскую справку, собираем комплект документов (кому нужно – ещё и успеет официально зарегистрироваться на госуслугах), а на 15-й день сдаём экзамен и в этот же день получаем водительское удостоверение. Я думаю, что где-нибудь в регионах, где не такой большой поток людей, как в Москве, многие так и открывают категорию А… но я могу и ошибаться.

Прежде чем подвести окончательную черту под статьёй, хочу дать маленькие житейские советы, которые послужат хорошую службу на экзаменах в ГИБДД.

  •  Перед днём сдачи экзаменов – запишитесь в мотошколу и закрепите все экзаменационные упражнения. Хватит даже 30 минут тренировки, но на экзамене в ГИБДД — это избавит вас от лишнего мандража и придаст уверенности.
  • Посмотрите прогноз погоды и на день экзамена оденьтесь по погоде, но в то же время одежда не должна сковывать ваших движений. Возможно, придется долго ждать вашей очереди, чтобы сдать практику, а жара и холод сильно влияют на психоэмоциональное состояние, а значит напрямую зависят от успеха на экзамене.
  • Ждать придётся не только практической части экзамена , но и теоретической, а если оба экзамена планируете сдать за одно посещение, то в ГИБДД придётся провести весь трудовой день, поэтому постарайтесь обеспечить себя питьём (горячим или прохладным в зависимости от времени года и ваших предпочтений, но главное — безалкогольным 😀 ), а также минимальным перекусом. Возможно, всё это придётся привезти с собой – не всегда рядом с ГИБДД будут забегаловки, где можно быстро перекусить, или будет возможность в такие заведения отойти.

Надеюсь, моя статья ответила на все интересующие вас вопросы. Написана она с одной лишь целью – дать максимальное представление о процессе, чтобы любой желающий мог открыть категорию «A» самостоятельно, потратив минимум возможного времени и денег. Очень надеюсь, что хоть кому-то мой опыт и рекомендации, описанные в статье, принесут пользу. Спасибо за то, что дочитали конца. Понравилась статья? – ставьте лайк через любую удобную и доступную социальную сеть. Если остались вопросы – задавайте их в комментариях, постараюсь ответить всем.

Удачи на дорогах. Водители, уважайте друг друга!


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *